Управление закупочной деятельностью
Подход к управлению
При взаимодействии с поставщиками и подрядчиками ОАО «РЖД» стремится обеспечивать равный доступ к закупкам, гласность и прозрачность процессов, а также развивает добросовестную конкуренцию.
ОАО «РЖД» осуществляет закупки в соответствии:
- с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы закупочной деятельности компаниями с государственным участием;
- Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД»Утверждено советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 года..
В Компании действуют положения налоговой оговорки, антикоррупционной оговорки, а также соблюдаются требования отсутствия конфликта интересов. Контрагент может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков только в порядке и по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Риски в сфере закупок
Основные риски ОАО «РЖД» в области закупочной деятельности:
- закупка материально-технических ресурсов по неоптимальным ценам;
- закупка материально-технических ресурсов в объемах, не обеспечивающих потребность подразделений ОАО «РЖД»;
- невыполнение обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в установленном объеме;
- нарушение законодательства при организации и проведении закупок;
- нарушение законодательства при раскрытии информации о закупочной деятельности;
- ненадлежащая подготовка документов для организации и проведения конкурентных закупок.
Для управления указанными рисками Компания реализует следующие мероприятия:
- анализ рыночных цен и контроль за формированием начальных (максимальных) цен;
- рассмотрение/планирование закупок с учетом установленного показателя по объему закупок, осуществляемых исключительно у субъектов МСП;
- мониторинг выполнения подразделениями ОАО «РЖД» установленных показателей по объему закупок у субъектов МСП;
- мониторинг изменений законодательства и внесение изменений в соответствующие документы ОАО «РЖД» в области закупочной деятельности;
- мониторинг изменений функционала информационных систем;
- типизация документов для организации и проведения закупок;
- обучение работников;
- контроль своевременности планирования, закупки, заключения договоров;
- автоматизация процессов, совершенствование функционала информационных систем;
- обеспечение своевременной обратной связи на поступающие в ОАО «РЖД» обращения по вопросам закупочной деятельности.
Закупочная деятельность в 2022 году
В 2022 году ОАО «РЖД» внесло ряд изменений в нормативные документы, чтобы совершенствовать и оптимизировать закупочную деятельность, повысить открытость и вовлечь в закупки большее число участников из различных сегментов экономики.
В Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» внесены следующие изменения:
- введен новый способ закупок у субъектов МСП на основе принципа «электронного магазина» на сумму не более 20 млн руб.На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года № 2323.;
- установлены особенности и порядок осуществления закупок в связи с введением в отношении ОАО «РЖД» политических и/или экономических санкций иностранными государствамиВо исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года № 301.:
- определен порядок размещения информации о закупке, сведений об участниках и лицах, с которыми принято решение заключить договор,
- сокращены сроки рассмотрения заявок и подведения итогов, упрощены внутренние процедуры согласования и внесения изменений в договоры,
- неконкурентные закупки проводятся в порядке, предусмотренном для конкурентных закупок,
- расширены сферы применения упрощенных способов закупок, в том числе для приобретения российской продукции;
- сокращены сроки оплаты по договорамВо исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 417 и требований Федерального закона от 16 апреля 2022 года № 104-ФЗ.:
- по договорам, заключаемым с субъектами МСП, срок оплаты сокращен с 15 до семи рабочих дней со дня подписания документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги),
- по остальным договорам установлены предельные сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Максимальный срок расчета составляет 60 календарных дней. Порядок и сроки расчета устанавливаются в документации о закупке и проектах договоровСогласно типовым условиям расчетов ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 1 августа 2006 года № 1594р.;
- внесены изменения, позволяющие заказчику устанавливать требование к стране происхождения товараНа основании Федерального закона от 16 апреля 2022 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».;
- установлены единые требования к независимым гарантиям для участия субъектов МСП в электронных конкурентных закупкахНа основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 года № 1397.;
- во исполнение директив Правительства Российской ФедерацииДирективы Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 14241п-П13, от 6 марта 2022 года № 2182п-П13кс, от 14 октября 2022 года № 12061п-П13.:
- перечень оснований закупки у единственного поставщика дополнен закупкой продукции, не имеющей отечественных аналогов, у организаций оборонно-промышленного комплекса;
- установлены особенности исполнения договоров в связи с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и обстоятельствами, вызванными объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647.
Для единообразного подхода к закупкам с учетом антимонопольной практики внесены изменения в формы документации о закупке:
- сокращен перечень документов и сведений, представляемых участником (упрощены формы документов, исключены требования о декларировании соответствия обязательным требованиям и предоставлении общедоступных документов (например, лицензии) — заказчик проводит проверку данных самостоятельно);
- введен запрет для иностранных агентов на участие в закупкахВ соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».;
- уточнен порядок отклонения заявок участников по причине недостоверности сведений;
- установлены случаи, когда в обязательном порядке направляются запросы участникам, а именно: при наличии неточностей или необходимости уточнения информации в заявке.
Результаты 2022 года
В 2022 году проведено 12 362 конкурентные закупки (лота), при этом среднее количество участников торгов составило 2,9 (среди субъектов МСП — 3,1).
Наибольшую долю по-прежнему составляют закупки конкурентным способом. Почти треть закупок реализована у единственного поставщика. Закупки путем проведения конкурентных переговоров и в электронном магазине в совокупности не превысили 2,0 % от общего объема.
Экономия при проведении закупок составила 3,0 % от суммы начальных (максимальных) цен, выставленных на торги.
Импортозамещение
GRI 204-1
ОАО «РЖД» продолжило замещение иностранной продукции на российскую, эквивалентную по техническим характеристикам и потребительским свойствам. Это предусмотрено Сводной программой импортозамещения холдинга «РЖД» на период до 2025 годаУтверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 года № 3125/р..
Приоритетные направления импортозамещения в ОАО «РЖД»:
- снижение импортозависимости производства сложных технических систем (железнодорожной автоматики и телемеханики);
- снижение импортозависимости производства продукции транспортного машиностроения;
- переход на использование преимущественно отечественного программного обеспечения;
- оснащение железнодорожной инфраструктуры импортонезависимыми аппаратными и программными средствами;
- плановая замена иностранной продукции на отечественные аналоги.
Для закупки отечественных товаров и услуг российских компаний ОАО «РЖД» реализует следующие мероприятия:
- в документацию о закупке внесены изменения, позволяющие устанавливать требование к стране происхождения товара;
- введены новые способы закупки, позволяющие оперативно закупать необходимую продукцию, в том числе неконкурентные способы закупок (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений), конкурентные переговоры, увеличен лимит закупок в электронном магазине до 3 млн руб.;
- предусмотрена возможность проведения закупок с предоставлением приоритета продукции российского происхожденияВ соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925..
Закупки у компаний малого и среднего бизнеса
В ходе закупочной деятельности ОАО «РЖД» соблюдает установленные законодательством нормативы по закупкам у субъектов МСП. В Компании действует бессрочная программа партнерства с субъектами МСПРаспоряжение ОАО «РЖД» от 5 февраля 2014 года № 276р.. Она предусматривает информационную и методическую поддержку партнеров.
На Петербургском международном экономическом форуме ОАО «РЖД» подписало дорожную карту по вопросам взаимодействия с организацией «Опора России» и АО «Корпорация «МСП» в 2022–2024 годахОт 16 июня 2022 года № 1081.. Дорожная карта предусматривает, в частности, развитие субъектов МСП для их участия в закупках крупнейших заказчиков.
В связи с этим Компания:
- утвердила Памятку по подготовке программы по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках Компании. Она устанавливает основные требования к указанным программам заказчиков — подразделений ОАО «РЖД»Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 декабря 2022 года № 3368/р.;
- утвердила Программу по развитию субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг)Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 декабря 2022 года № 3473/р. на период до 2025 года. Данный документ размещен на официальных сайтах ОАО «РЖД»Программа размещена по ссылке во вкладке «Программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) ОАО «РЖД». и АО «Корпорация «МСП»Программа размещена по ссылке во вкладке «Программа развития поставщиков ОАО «РЖД». и предусматривает реализацию мероприятий по поддержке субъектов МСП в отношении определенной номенклатуры товаров.
Для формирования кластера поставщиков, обеспечивающих фундаментальные потребности Компании в текущих закупках, ОАО «РЖД» повышает доступность закупок для участников рынка:
- обучает участников закупок, в том числе субъектов МСП;
- размещает методические материалы об участии в закупках на своем сайте в разделе «Закупки и торги»;
- участвует в обучающих семинарах АО «Корпорация «МСП» для субъектов МСП, которые проводятся по всей стране. В 2022 году состоялось 33 открытых семинара, которые посетили 2 895 участников;
- помогает «выращивать» поставщиков из числа субъектов МСП и формирует для них перечень объектов, где можно организовать производство, практически во всех регионах России. Перечень размещен на сайте АО «Корпорация «МСП».
По итогам 2022 года доля закупок у субъектов МСП составила 74,7 % (при установленном годовом нормативе 25,0 %). При этом доля закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП, составила 20,6 % (при установленном годовом нормативе 20,0 %).
Мероприятия, направленные на создание благоприятной конкурентной среды, в том числе для субъектов МСП в сфере закупок, получили признание и отмечены значимыми наградами по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума.
Принципы устойчивого развития и взаимодействие с поставщиками
Охрана труда и промышленная безопасность
Обеспечение безопасных условий труда при выполнении подрядными организациями работ на территории ОАО «РЖД» регламентируется Положением «О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда».
Требования к подрядчикам отражены в договорах на выполнение работ и контролируются филиалами ОАО «РЖД», на территории которых проводятся работы. Если подрядчик допускает нарушения, к нему применяются санкции, предусмотренные договором.
В договоры с подрядными организациями на выполнение работ на территории и объектах ОАО «РЖД» включаются:
- вопросы охраны труда, регламентирующие распределение ответственности между заказчиком и подрядными организациями, в том числе ответственность за нарушение подрядчиком правил безопасности;
- соблюдение работниками подрядных организаций требований охраны труда, установленных в ОАО «РЖД»;
- своевременное уведомление Компании подрядчиком обо всех авариях, травмах, ухудшении здоровья, болезнях работников и других опасных происшествиях, произошедших при выполнении работ.
В Компании утверждена методика внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД».
Для контроля выполнения поставщиками требований в области охраны окружающей среды ОАО «РЖД» использует Методику учета и оценки экологических требований к продукции, сырью и материалам, закупаемым бизнес-единицами Компании. Документ регулирует выполнение дополнительных требований и способствует:
- снижению нагрузки на окружающую среду;
- улучшению условий труда;
- повышению экономических показателей Компании за счет увеличения энергоэффективности и ресурсосбережения.
Горячая линия для поставщиков
Поставщики ОАО «РЖД» могут обратиться на горячую линию по вопросам организации и проведения закупок. Этот механизм помогает соблюдать право компаний и физических лиц на доступ к информации о закупках товаров, работ и услуг ОАО «РЖД», а также к участию в закупках.
Обращения принимаются круглосуточно и публикуются в реестре вопросов и ответов.