Подход к управлению
В связи с возрастанием значимости вопросов защиты климата в международной и государственной повестке снижение выбросов парниковых газов и противодействие изменению климата выделено как самостоятельное направление Экологической стратегии, которое является приоритетом развития ОАО «РЖД» и неотъемлемой частью политики Компании в сфере охраны окружающей среды.
Сокращение выбросов парниковых газов как самостоятельное направление корпоративной политики ОАО «РЖД» включено в Экологическую стратегию в качестве целевого параметра с 2008 года. Климатическое направление является комплексным, в значительной степени оно опирается на энергетическую и технологическую политику ОАО «РЖД» и охватывает все элементы и этапы развития перевозочного процесса и железнодорожной инфраструктуры.
Система мониторинга, отчетности и контроля выбросов парниковых газов
В ОАО «РЖД» сформирована и развивается система мониторинга, отчетности и контроля выбросов парниковых газов. С 2017 года ОАО «РЖД» входит в перечень компаний с государственным участием, вовлеченных в реализацию мероприятий по снижению выбросов парниковых газовОдобрен поручением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № АХ-П9-5761., и направляет ежегодную отчетность о реализованных мероприятиях и достигнутых результатах в уполномоченные ведомства Российской Федерации.
Инвентаризация выбросов производится на уровне структурных подразделений ОАО «РЖД», также осуществляется агрегирование данных об объеме выбросов на более высоких уровнях корпоративного управления (филиалы ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» в целом).
Методика расчета выбросов парниковых газов
Оценка выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД» в 2022 году осуществлялась на основании Методики определения количества выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД»Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 8 августа 2017 года № 1602р). В 2023 году утверждена новая «Комплексная методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 24 марта 2023 года № 726/р)., разработанной в соответствии с российскими указаниями по учету прямых выбросовУтверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 300. и косвенных энергетических выбросовУтверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 330., а также методическими указаниями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Определение выбросов производилось в отношении СО2 без учета иных парниковых газов на основании данных о потреблении энергетических ресурсов. Подобный подход допускается как российскими нормативными правовыми актами, так и методическими указаниями МГЭИК.
Методика предполагала расчет двух категорий выбросов парниковых газов:
- прямых выбросов, образуемых при сжигании топлива на стационарном и мобильном оборудовании в производственных процессах подразделений ОАО «РЖД» (соответствует категории Scope 1 в терминологии Greenhouse Gas ProtocolПротокол по парниковым газам. Стандарт корпоративного учета и отчетности / Greenhouse Gas Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard.);
- энергетических косвенных выбросов при потреблении электрической и тепловой энергии, приобретаемой подразделениями ОАО «РЖД» у сторонних энергоснабжающих организаций (соответствует категории Scope 2 в терминологии Greenhouse Gas Protocol).
В настоящее время не учитываются иные косвенные выбросы парниковых газов, связанные с приобретением строительных материалов, подвижного состава и комплектующих, а также других товаров (Scope 3 в терминологии Greenhouse Gas Protocol).