Энергоэффективность

ОАО «РЖД» сохраняет лидирующие позиции по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний

GRI 302-3

Для достижения целевых параметров Экологической стратегии по снижению углеродоемкости Компания реализует мероприятия, предусмотренные Энергетической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, ежегодной Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», отраслевыми инвестиционными программами филиалов ОАО «РЖД», а также Программой организационно-технических мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» на 2020–2025 годыУтверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 27 ноября 2019 года № 2651/р..

Основные направления деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:

  • повышение энергетической эффективности перевозочного процесса;
  • развитие электросетевого комплекса — снижение потерь электроэнергии и повышение энергетической эффективности;
  • повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды.

Инструментами при реализации энергосберегающих мероприятий являются инвестиционные программы обновления основных фондов Компании и инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».

В 2022 году в Компании реализованы все обязательные энергосберегающие мероприятия как на тягу поездов, так и на стационарные нужды, что позволило выполнить целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Общий объем экономии топливно-энергетических ресурсов от выполнения мероприятий Программы энергосбережения в 2022 году составил 7 308,6 ТДж на сумму 6,505 млрд руб. (4,0 млрд руб. в 2021 году).

Ласточка

Реализация энергосберегающих мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности перевозочного процесса, позволила получить экономию 4,5 млрд руб. (2,9 млрд в 2021 году). Наибольшее значение экономии достигнуто в результате совершенствования технологии управления движением поездов (42,3 %), а также в результате улучшения показателей использования локомотивного парка (42,2 %).

Реализация мероприятий по улучшению показателей систем тягового электроснабжения обеспечила экономию электроэнергии на сумму 88,8 млн руб.

Выполнение мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах стационарной энергетики позволило получить экономию 2,0 млрд руб., в том числе:

  • энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов теплогенерации и систем теплоснабжения позволили сэкономить топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) на сумму 787,3 млн руб.;
  • выполнение мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры, обеспечили экономию ТЭР на сумму 395,9 млн руб.;
  • экономический эффект от внедрения светодиодной техники, применения энергоэкономичных светильников, оптимизации режимов работы систем освещения парков железнодорожных станций, железнодорожных вокзальных комплексов, производственных и административных зданий, складских помещений, составил 341,0 млн руб.
Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД»
Целевой показатель Единица измерения Достижение целевого показателя
2021 2022
План Факт План Факт
Энергоемкость производственной деятельности кДж / прив. ткм нетто 86,2 86,2 85,7 85,7
Снижение энергоемкости производственной деятельности кДж / прив. ткм нетто –0,5 –0,5 –0,5 –0,5
% –0,6 –0,6 –0,6 –0,6
Энергоэффективность производственной деятельности 10 тыс. прив. ткм нетто / кДж 116,0 116,0 116,7 116,7
Повышение энергоэффективности производственной деятельности (ΔЭ) 10 тыс. прив. ткм нетто / кДж 0,7 0,7 0,7 0,7
% 0,6 0,6 0,6 0,6

В соответствии с поручениями президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» ведет инновационные разработки по внедрению сжиженного природного газа как альтернативного энергоносителя для тяги поездов. Работа по этому направлению выполняется в рамках соглашения о сотрудничестве с заводами — изготовителями локомотивов в области использования природного газа в качестве моторного топлива.

Программой предусмотрены разработка новых газомоторных локомотивов, организация их производства и сервисного обслуживания, а также развитие инфраструктуры для обеспечения сжиженным природным газом и подготовка нормативной правовой базы. Также ведутся работы по модернизации эксплуатируемых магистральных и маневровых локомотивов для обеспечения их работы на природном газе.