Охрана атмосферного воздуха

ОАО «РЖД» в своей деятельности стремится к максимальному сокращению выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. В Компании проводятся регулярные внутренние проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Для этого используются диагностические комплексы пунктов экологического контроля. Проведение замеров выбросов также осуществляется после проведения реостатных испытаний тепловозов.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в разбивке по категориям, тыс. т
GRI 305-7
2017 2018 2019 2020 2021 2022
СТАЦИОНАРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Твердые вещества 14,1 13,5 11,8 10 9,3 8,2
Оксид углерода (СО) 23,3 22 20,8 18,5 17,4 16,9
Диоксид серы (SO2) 14,2 13,3 11,9 10,5 9,5 8,8
Оксид азота (NO2) 7,4 7,1 6,8 5,7 4,9 4,5
Углеводороды (CnHm) 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Летучие органические соединения 2,9 2,7 2,2 1,9 1,5 1,3
Прочие газообразные и жидкие вещества 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ТЕПЛОВОЗЫ)
Оксид углерода (СО) 30,2 31 30,7 28,7 29,4 25,6
Углеводороды (CnHm) 15,4 15,9 15,7 14,6 15,1 15,5
Оксиды азота (NOх) 111,4 114,6 113,5 105,5 108,8 103,2
Сажа 6,8 7 6,9 6,4 6,6 6,0

Стационарные источники

Выбросы от стационарных источников составляют порядка 21 % в общем объеме выбросов ОАО «РЖД».

Снижение выбросов обусловлено мероприятиями по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе реконструкцией и переводом котельных на альтернативные виды топлива. В настоящее время доля тепловой энергии, производимой котельными, работающими на природном газе, достигла 45,7 %.

Развивается применение альтернативных источников энергии в системах горячего водоснабжения (солнечные коллекторы) и теплоснабжения (тепловые насосы). В эксплуатации находится 45 котельных на пеллетном топливе, внедренных взамен малых угольных и дизельных котельных. Компания проводит мероприятия по реконструкции и внедрению новых пылегазоочистных установок.

Передвижные источники

Выбросы от передвижных источников составляют около 79 % валовых выбросов, из которых около 88 % — это вклад магистральных и маневровых тепловозов. Мероприятия по повышению энергоэффективности перевозочного процесса позволили Компании сократить объемы перевозочной работы на дизельной тяге, время простоев в ожидании работы, время нагона пассажирских поездов, удельный расход дизельного топлива на тягу поездов. Эти факторы позволили снизить удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников.

Современный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками

В 2022 году на сеть поступило 19 ед. специального самоходного подвижного состава, 11 ед. рельсовых автобусов, 66 ед. электропоездов, 157 вагонов локомотивной тяги для пригородных перевозок и 602 ед. локомотивов. В их числе было 292 тепловоза новых серий и 310 электровозов, в том числе 275 грузовых и 35 пассажирских. Закупка нового тягового подвижного состава в 2022 году позволяет снижать выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Сегодня ОАО «РЖД» перевозит более 86 % грузов и 85 % пассажиров на электротяге. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается почти в четыре раза меньше СО2, чем на машине, и почти в пять раз меньше, чем на самолете.

Современный подвижной состав