Инновационное развитие и повышение эффективности

Инновационное развитие

ДПР ОАО «РЖД» и Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года («Белая книга»)Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 года № 769/р. определяют инновационное и научно-техническое развитие холдинга «РЖД» вместе со стратегическими целями развития страны и трендами глобального технико-технологического развития.

Основные направления инновационного развития Холдинга:

  • развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентированности на клиентов;
  • создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
  • внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов;
  • установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
  • разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
  • разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
  • развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
  • повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
  • внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
  • развитие системы управления качеством.

В Комплексную программу инновационного развития холдинга «РЖД» (КПИР) на период до 2025 годаУтверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 26 февраля 2020 года № 13). — ключевой инструмент реализации ДПР в части инновационного развития — включены 11 групп проектов, а также предложения по развитию организационной структуры управления инновационной деятельностью и механизмы партнерства, основанные на принципе открытых инноваций.

В 2022 году Межведомственная рабочая группа по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России оценила итоги реализации КПИР холдинга «РЖД» в 98,3 % из 100 % возможных, что является рекордным показателем.
Инновационное развитие

Квантовые коммуникации

ОАО «РЖД» определено Правительством Российской Федерации ответственным за развитие высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации» в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Развитие этого направления решает две важные задачи:

  • позволяет создать комплексную защищенную инфраструктуру цифровой экономики;
  • способствует выполнению стратегии научно-технологического развития страны.

В ноябре 2022 года на заседании президиума Правительственной комиссииПравительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол заседания от 9 ноября 2022 года № 48). утверждена дорожная карта развития высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации» на период до 2030 года. Дорожная карта определяет три ключевые задачи для достижения лидирующих позиций России в области квантовых коммуникаций:

  • формирование инфраструктуры квантовых сетей связи;
  • разработка технологий;
  • развитие экосистемы.

Для управления магистральной квантовой сетью ОАО «РЖД», мониторинга и контроля показателей и эффективности сервиса создан Центр управления и мониторинга квантовой сети ОАО «РЖД».

В рамках дорожной карты реализуются 25 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных оборудования и компонентов, а также по разработке перспективных технологий. Семь из них предусматривают создание критически важных для отрасли отечественных оптических компонентов.

В экосистему квантовых коммуникаций входит более 100 организаций — от государственных структур до стартапов. К научным, образовательным организациям, разработчикам и производителям программно-аппаратных комплексов постепенно присоединяются системные интеграторы, потенциальные потребители, разработчики сервисов и операторы связи.

ОАО «РЖД» совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» разработало два профессиональных стандарта в области квантовых коммуникаций, один из которых уже утвержден Министерством труда Российской Федерации. Еще один профстандарт ожидает утверждения в 2023 году.

Квантовые коммуникации

Поддержка инновационных проектов

Одна из целей холдинга «РЖД» — стать центром генерации инновационного импульса в экономике. Для этого Компания развивает взаимодействие с научными учреждениями, промышленными предприятиями, компаниями малого и среднего бизнеса и другими участниками национальной инновационной системы.

Инфраструктура поддержки инноваций в Компании объединяет развитие человеческого капитала в этой области с инструментами взаимодействия с внешней средой, которые включают в себя:

  • единое окно инноваций;
  • открытые запросы;
  • корпоративную акселерационную программу;
  • региональные инновационные площадки;
  • программу поддержки инноваций и партнерские соглашения.

В 2022 году Компания провела четыре конкурса инновационных проектов, направленных на научно-техническое и инновационное развитие железнодорожного транспорта, а также на производство инновационной продукции. По итогам конкурсов отобрано 15 инновационных проектов.

ОАО «РЖД» увеличивает перечень инструментов для модернизации инфраструктуры железных дорог с помощью инноваций. Так, в декабре 2022 года ОАО «РЖД» провело первую конференцию «PRO//Движение. Инновации». Цель мероприятия — расширение партнерства науки и российского бизнеса, а также привлечение предприятий и частных инвесторов к совместной реализации инновационных проектов на инфраструктуре железных дорог.

В 2022 году прошла четвертая акселерационная программа по теме «Пассажирский комплекс и импортозамещение».

Участвовали
23  стартапа
Выбрано
7  победителей

В ноябре 2022 года ОАО «РЖД» объявило о запуске сервиса «Транспортный акселератор РЖД» на Международном форуме и выставке «Транспорт России», к которому смогли присоединиться и другие участники транспортной отрасли. Это необходимо для сквозного решения задач всей отрасли, создания единой инфраструктурной площадки и новых синергетических направлений и продуктов.

Подписано
9 соглашений о сотрудничестве
по развитию «Транспортного акселератора РЖД»

Защита разработок

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и управление правами на них — важное направление деятельности ОАО «РЖД».

В портфеле интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» 4 343 изобретения, товарных знака, полезные модели и программы для ЭВМ.

По итогам 2022 года портфель ОАО «РЖД» увеличился на 388 результатов интеллектуальной деятельности, девять из них получили правовую охрану за рубежом. ОАО «РЖД» вошло в тройку лидеров по количеству полученных свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, по данным Роспатента.

Риски в сфере информационной безопасности

Немаловажное значение имеют риски, связанные с информационной безопасностью. Нарушение таких свойств безопасности информации, как конфиденциальность, целостность, доступность, достоверность и другие, может привести, в частности, к следующим последствиям:

  • нарушение функционирования корпоративных систем, влияющих на производственную деятельность, значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
  • разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну и другие виды тайн;
  • нарушение целостности финансовой документации;
  • несанкционированный доступ к персональным данным работников и клиентов;
  • прямые и косвенные финансовые потери.

В качестве основных факторов рисков, связанных с информационной безопасностью в информационной инфраструктуре ОАО «РЖД», рассматриваются не только действия третьих лиц, направленные на несанкционированный доступ к информации ОАО «РЖД» и его контрагентов, в том числе целенаправленные хакерские и вирусные атаки, но и внутренние факторы, связанные с действиями работников и инструментарием по анализу и корреляции событий информационной безопасности.

Основные мероприятия по обеспечению информационной безопасности ОАО «РЖД»:

  • классификация, категорирование систем ОАО «РЖД», моделирование угроз безопасности информации, формирование требований по защите информации;
  • взвешенный подход к организации элементов информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» с учетом необходимости обеспечения безопасности информации;
  • проектирование и внедрение в информационную инфраструктуру ОАО «РЖД» централизованных средств защиты информации и частных подсистем защиты информации, аттестация систем по требованиям защиты информации;
  • организация работ по анализу и контролю защищенности информационной инфраструктуры;
  • организация подготовки персонала ОАО «РЖД» по вопросам защиты информации;
  • поддержание информационной безопасности систем ОАО «РЖД» в процессе эксплуатации, мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности;
  • проведение служебных расследований по фактам компьютерных инцидентов информационной безопасности и разглашения конфиденциальной информации ОАО «РЖД»;
  • совершенствование нормативной и методической базы ОАО «РЖД» в области информационной безопасности.

Для управления рисками в 2022 году были выполнены следующие мероприятия:

  • развитие системы управления информационной безопасностью ОАО «РЖД»;
  • организация выполнения мероприятий по анализу и контролю защищенности, включая мероприятия по анализу исходного кода;
  • реализация требований по безопасности информации при создании и эксплуатации систем ОАО «РЖД».
Информационная безопасность

Повышение эффективности деятельности

Повышение эффективности инфраструктурного комплекса

В 2022 году ОАО «РЖД» планомерно реализовывало проекты, направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети: строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и станций, развитие сортировочных станций, обновление железнодорожного пути, а также проекты по приведению объектов к нормативным требованиям и обеспечению устойчивости перевозочного процесса. Значительный объем инвестиций направлен в 2022 году на обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта с целью создания необходимых условий для обеспечения безопасного и бесперебойного производственного процесса, формирования внутренней производственной базы и развития промышленного потенциала государства.

Повышение эффективности тягового подвижного состава

Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.

Инновационные системы управления локомотивным комплексом

Цифровизация процессов и реализация инициатив Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» являются одним из инструментов достижения целей и задач ДПР.

В 2022 году проведена работа по следующим проектам, направленным на улучшение технологических процессов.

  • Дистанционное управление локомотивом. Управление локомотивом осуществляется за пределами кабины тепловоза с использованием переносного пульта. Технология позволяет организовать маневровую работу при депо с привлечением только одного работника. Оборудование для дистанционного управления используется в режиме подконтрольной эксплуатации, нарабатывается база замечаний и предложений для доработки оборудования (в частности, поступили предложения об увеличении времени автономной работы, возможности смены аккумулятора, подсветке кнопок управления, индикации скорости локомотива на пульте дистанционного управления и ряд других). В 2022 году произведена поставка пяти маневровых тепловозов серии ТЭМ31М, оборудованных системой дистанционного управления.
  • Технология «виртуальная сцепка». Она представляет собой управление локомотивом «ведомого» поезда в режиме автоведения с учетом информации о поездной ситуации, получаемой по радиоканалу от локомотива «ведущего» поезда, и предназначена для повышения пропускной способности за счет сокращения межпоездных интервалов.
Повышение эффективности деятельности