Инновационное развитие и повышение эффективности
Инновационное развитие
ДПР ОАО «РЖД» и Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года («Белая книга»)Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 года № 769/р. определяют инновационное и научно-техническое развитие холдинга «РЖД» вместе со стратегическими целями развития страны и трендами глобального технико-технологического развития.
Основные направления инновационного развития Холдинга:
- развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентированности на клиентов;
- создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
- внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов;
- установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
- разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
- разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
- развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
- повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
- внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
- развитие системы управления качеством.
В Комплексную программу инновационного развития холдинга «РЖД» (КПИР) на период до 2025 годаУтверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 26 февраля 2020 года № 13). — ключевой инструмент реализации ДПР в части инновационного развития — включены 11 групп проектов, а также предложения по развитию организационной структуры управления инновационной деятельностью и механизмы партнерства, основанные на принципе открытых инноваций.
Квантовые коммуникации
ОАО «РЖД» определено Правительством Российской Федерации ответственным за развитие высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации» в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Развитие этого направления решает две важные задачи:
- позволяет создать комплексную защищенную инфраструктуру цифровой экономики;
- способствует выполнению стратегии научно-технологического развития страны.
В ноябре 2022 года на заседании президиума Правительственной комиссииПравительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол заседания от 9 ноября 2022 года № 48). утверждена дорожная карта развития высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации» на период до 2030 года. Дорожная карта определяет три ключевые задачи для достижения лидирующих позиций России в области квантовых коммуникаций:
- формирование инфраструктуры квантовых сетей связи;
- разработка технологий;
- развитие экосистемы.
Для управления магистральной квантовой сетью ОАО «РЖД», мониторинга и контроля показателей и эффективности сервиса создан Центр управления и мониторинга квантовой сети ОАО «РЖД».
В рамках дорожной карты реализуются 25 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных оборудования и компонентов, а также по разработке перспективных технологий. Семь из них предусматривают создание критически важных для отрасли отечественных оптических компонентов.
В экосистему квантовых коммуникаций входит более 100 организаций — от государственных структур до стартапов. К научным, образовательным организациям, разработчикам и производителям программно-аппаратных комплексов постепенно присоединяются системные интеграторы, потенциальные потребители, разработчики сервисов и операторы связи.
ОАО «РЖД» совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» разработало два профессиональных стандарта в области квантовых коммуникаций, один из которых уже утвержден Министерством труда Российской Федерации. Еще один профстандарт ожидает утверждения в 2023 году.
Поддержка инновационных проектов
Одна из целей холдинга «РЖД» — стать центром генерации инновационного импульса в экономике. Для этого Компания развивает взаимодействие с научными учреждениями, промышленными предприятиями, компаниями малого и среднего бизнеса и другими участниками национальной инновационной системы.
Инфраструктура поддержки инноваций в Компании объединяет развитие человеческого капитала в этой области с инструментами взаимодействия с внешней средой, которые включают в себя:
- единое окно инноваций;
- открытые запросы;
- корпоративную акселерационную программу;
- региональные инновационные площадки;
- программу поддержки инноваций и партнерские соглашения.
В 2022 году Компания провела четыре конкурса инновационных проектов, направленных на научно-техническое и инновационное развитие железнодорожного транспорта, а также на производство инновационной продукции. По итогам конкурсов отобрано 15 инновационных проектов.
ОАО «РЖД» увеличивает перечень инструментов для модернизации инфраструктуры железных дорог с помощью инноваций. Так, в декабре 2022 года ОАО «РЖД» провело первую конференцию «PRO//Движение. Инновации». Цель мероприятия — расширение партнерства науки и российского бизнеса, а также привлечение предприятий и частных инвесторов к совместной реализации инновационных проектов на инфраструктуре железных дорог.
Защита разработок
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и управление правами на них — важное направление деятельности ОАО «РЖД».
В портфеле интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» 4 343 изобретения, товарных знака, полезные модели и программы для ЭВМ.
По итогам 2022 года портфель ОАО «РЖД» увеличился на 388 результатов интеллектуальной деятельности, девять из них получили правовую охрану за рубежом. ОАО «РЖД» вошло в тройку лидеров по количеству полученных свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, по данным Роспатента.
Риски в сфере информационной безопасности
Немаловажное значение имеют риски, связанные с информационной безопасностью. Нарушение таких свойств безопасности информации, как конфиденциальность, целостность, доступность, достоверность и другие, может привести, в частности, к следующим последствиям:
- нарушение функционирования корпоративных систем, влияющих на производственную деятельность, значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну и другие виды тайн;
- нарушение целостности финансовой документации;
- несанкционированный доступ к персональным данным работников и клиентов;
- прямые и косвенные финансовые потери.
В качестве основных факторов рисков, связанных с информационной безопасностью в информационной инфраструктуре ОАО «РЖД», рассматриваются не только действия третьих лиц, направленные на несанкционированный доступ к информации ОАО «РЖД» и его контрагентов, в том числе целенаправленные хакерские и вирусные атаки, но и внутренние факторы, связанные с действиями работников и инструментарием по анализу и корреляции событий информационной безопасности.
Основные мероприятия по обеспечению информационной безопасности ОАО «РЖД»:
- классификация, категорирование систем ОАО «РЖД», моделирование угроз безопасности информации, формирование требований по защите информации;
- взвешенный подход к организации элементов информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» с учетом необходимости обеспечения безопасности информации;
- проектирование и внедрение в информационную инфраструктуру ОАО «РЖД» централизованных средств защиты информации и частных подсистем защиты информации, аттестация систем по требованиям защиты информации;
- организация работ по анализу и контролю защищенности информационной инфраструктуры;
- организация подготовки персонала ОАО «РЖД» по вопросам защиты информации;
- поддержание информационной безопасности систем ОАО «РЖД» в процессе эксплуатации, мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности;
- проведение служебных расследований по фактам компьютерных инцидентов информационной безопасности и разглашения конфиденциальной информации ОАО «РЖД»;
- совершенствование нормативной и методической базы ОАО «РЖД» в области информационной безопасности.
Для управления рисками в 2022 году были выполнены следующие мероприятия:
- развитие системы управления информационной безопасностью ОАО «РЖД»;
- организация выполнения мероприятий по анализу и контролю защищенности, включая мероприятия по анализу исходного кода;
- реализация требований по безопасности информации при создании и эксплуатации систем ОАО «РЖД».
Повышение эффективности деятельности
Повышение эффективности инфраструктурного комплекса
В 2022 году ОАО «РЖД» планомерно реализовывало проекты, направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети: строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и станций, развитие сортировочных станций, обновление железнодорожного пути, а также проекты по приведению объектов к нормативным требованиям и обеспечению устойчивости перевозочного процесса. Значительный объем инвестиций направлен в 2022 году на обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта с целью создания необходимых условий для обеспечения безопасного и бесперебойного производственного процесса, формирования внутренней производственной базы и развития промышленного потенциала государства.
Повышение эффективности тягового подвижного состава
Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.
Инновационные системы управления локомотивным комплексом
Цифровизация процессов и реализация инициатив Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» являются одним из инструментов достижения целей и задач ДПР.
В 2022 году проведена работа по следующим проектам, направленным на улучшение технологических процессов.
- Дистанционное управление локомотивом. Управление локомотивом осуществляется за пределами кабины тепловоза с использованием переносного пульта. Технология позволяет организовать маневровую работу при депо с привлечением только одного работника. Оборудование для дистанционного управления используется в режиме подконтрольной эксплуатации, нарабатывается база замечаний и предложений для доработки оборудования (в частности, поступили предложения об увеличении времени автономной работы, возможности смены аккумулятора, подсветке кнопок управления, индикации скорости локомотива на пульте дистанционного управления и ряд других). В 2022 году произведена поставка пяти маневровых тепловозов серии ТЭМ31М, оборудованных системой дистанционного управления.
- Технология «виртуальная сцепка». Она представляет собой управление локомотивом «ведомого» поезда в режиме автоведения с учетом информации о поездной ситуации, получаемой по радиоканалу от локомотива «ведущего» поезда, и предназначена для повышения пропускной способности за счет сокращения межпоездных интервалов.