Выбросы парниковых газов

GRI 305-1, 305-2, 305-4, 305-5
Прямые и косвенные энергетические выбросы, млн т СО2
Удельные выбросы парниковых газов в пересчете на объем перевозочной работы, кг CO2-экв. / 10 тыс. ткм брутто

ОАО «РЖД» в 2022 году сократило суммарные выбросы парниковых газов до 37,3 млн т СО2, что более чем на 45 % ниже уровня выбросов парниковых газов в 1990 году.

Более половины массы суммарных выбросов приходится на косвенные энергетические выбросы. Их доля к 2022 году составила 69 %.

Параметр углеродоемкости деятельности ОАО «РЖД» — удельный показатель суммарных прямых и косвенных энергетических выбросов парниковых газов в расчете на единицу произведенной работы (ткм брутто). Этот показатель наиболее точно отражает усилия Компании в направлении низкоуглеродного развития, так как не зависит от объема оказанных услуг.

В 2022 году углеродоемкость деятельности ОАО «РЖД» достигла значения 77,95 кг CO2-экв. / 10 тыс. приведенных ткм брутто. В настоящее время это один из самых низких уровней удельных выбросов парниковых газов на единицу работы среди крупнейших железнодорожных компаний мира. Во многом этому способствует высокая степень электрификации инфраструктуры ОАО «РЖД» — более 51 % от общей эксплуатационной длины железных дорог составляют электрифицированные линии.

Компания реализует комплекс мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД». Наиболее значимый вклад дают два направления деятельности:

  • совершенствование методов и технологии управления движением поездов;
  • оптимизация режимов работы и модернизация систем отопления в стационарной энергетике.

Также свой вклад внесли мероприятия по повышению энергетической эффективности и улучшению показателей использования локомотивов; повышению энергетической эффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры; повышению уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге. Электрификация железнодорожной инфраструктуры позволила уменьшить объем работы на дизельной тяге на ряде железных дорог.

Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. Для сокращения выбросов ОАО «РЖД» приобретает современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками.

Одновременно с обновлением парка тяги новыми моделями локомотивов Компания реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава.

Ведется работа по созданию маневровых и магистральных локомотивов, пассажирских поездов на водородном топливе и инфраструктуры производства и хранения водорода.

Также в 2022 году закуплены рельсы отечественного производства из стали, на производство которой приходится на 75 % меньше выбросов СО2 по сравнению с доменно-конвертерным способом выплавки.

В Компании ведется активная работа по подготовке к реализации климатических проектов. В 2022 году между ОАО «РЖД» и МГТУ им. Н. Э. Баумана было подписано соглашение о создании Консорциума Bauman GoGreen. В рамках этого соглашения была проведена инвентаризация реализованных ОАО «РЖД» за период с 2017 года мероприятий, которые потенциально можно отнести к климатическим проектам в соответствии с российским законодательством. Отобранные проекты должны пройти дополнительную оценку на предмет возможности их валидации в качестве климатических проектов.